Практика депортации определённых групп населения по идеологическим и политическим соображениям была характерна не только для советского периода истории, но и для царского времени. Тем не менее, с образованием СССР ссылка стала рассматриваться как часть репрессивной политики государства.
Идея принудительной депортации осуждённых для использования их в качестве дешевой рабочей силы и для освоения слабозаселённых территорий не была новой, но соединившись с практикой освобождения территорий от «социально-опасных элементов» она приобрела колоссальный размах. Территория Сибири стала крупнейшим регионом для размещения ссыльных и спецпереселенцев.
После прихода к власти И.В. Сталина еще больше укрепился механизм массовых репрессий против политических противников власти. Создание вокруг личности И.В.Сталина культа, в котором он провозглашался непогрешимым «великим вождем и учителем» стало свидетельством его решимости к единоличному правлению. Развивая чрезмерную централизацию власти в своих руках, И.В.Сталин сам принимал решения по важнейшим вопросам, касавшимся управления страной, конкретных судеб людей. Жёсткие методы управления партийными работниками быстро сменились на применение карательных и насильственных мер воздействия. Начавшаяся еще ранее борьба с «левой оппозицией» в 1927 году стала принимать серьёзные обороты, и уже в начале 1930-х годов в тюрьмах и ссылках находилось около 7 тысяч человек. Кроме них возникали и другие показательные процессы: Шахтинское дело, дело Промпартии, Трудовой крестьянской партии, «Союзного бюро» и другие. Многие из обвиняемых по этим дела были осуждены и сосланы.
Начиная с 1933 года стало происходить усиление карательных настроений в стране. Репрессии конца 1920-1930-х годов были направлены, в основном, против кулачества, беспартийной интеллигенции, «неблагонадежного» и мелкобуржуазного контингента. Так, в ходе «генеральной чистки» 1933-1935 годов из партии были исключены десятки тысяч партийных работников, многие из них арестованы и репрессированы.
Для принятия решений о спецпереселении и ссылке создавались специальные комитеты, судебные и внесудебные – «двойки», «тройки», «особые совещания», в состав которых входили представители управления НКВД, милиции и областной прокуратуры.
Масштабность репрессии принимают во времена «Большого террора» в 1937-1938 годах. В этот период к высылке и ссылке было приговорено около 42 тысяч человек, а тюрьмы и концлагеря пополнились более чем на 800 тысяч заключённых. К уголовной ответственности в основном привлекались за совершение «контрреволюционных» действий, которые чаще всего проявлялись в нелояльности к советскому режиму.
Органами государственной безопасности (ВЧК – ОГПУ – НКВД – МГБ) было осуждено к заключению в исправительно-трудовых лагерях и тюрьмах в период с 1921 по 1953 год около 5,5 миллионов человек. Местные репрессивные органы решительно занимались поиском и выявлением действий разного рода враждебных советскому строю лиц. Среди мер воздействия на таких лиц назывались уничтожение путем изоляции или ликвидации.
Многие жители Остяко-Вогульского округа были осуждены за антисоветские действия уже в ходе репрессий, начавшихся в середине 1930-х годов. Как и всю страну округ сотрясали чистки, репрессиям подвергались как занимавшие руководящие должности чиновники, так и простые жители округа. Если рассмотреть профессиональный состав тех, кто представлен в списках расстрелянных (а их 976 человек), то больше всего жертв среди рыбаков, охотников сельхозартелей, есть среди погибших и председатели колхозов, заведующий базой, преподаватель музыки, дезинфектор окрздрава, фотограф, пианист, журналисты. Аресту подвергались и бывшие члены партии эсеров, и представители троцкистско-зиновьевского блока, сосланные в округ и преследуемые за свои политические взгляды. В ссылку отправляли целыми семьями.
Аресту и расстрелу подвергались также и по религиозным мотивам. Известно достаточно много примеров осуждения так называемых «служителей культа». К ним относились и православные священники и шаманы из числа коренных народов Севера. Политическую огласку получила идея о ликвидации шаманства как класса.
Высылка их из других регионов в Остяко-Вогульский национальный округ часто заканчивалась расстрелом. Отношения властей и коренных народов зачастую складывались достаточно напряжённо, поскольку коллективизационные идеи не вязались с традиционным укладом этих народов. Попытка чиновников заставить местных жителей жить по советским законам порой вызывала сопротивление на местах.
В 1929 году, после выхода обращения ЦК ВКП(б) от 24 января «О мерах по усилению антирелигиозной работы», началась массовая антирелигиозная компания, направленная в первую очередь на православную церковь. Действия, направленные против церкви продолжались на протяжении всего советского периода. Совершались аресты и направлялись в ссылку представители духовенства и монашества, миряне. Среди репрессированных «служителей культа» были представители духовенства разных вероисповеданий. Чаще всего обвинения против них строились на основании доносов об антиколлективистской пропаганде, организации «контрреволюционных террористических группировок» и, конечно, агитации в пользу врагов народа и в антисоветской деятельности.
Сибирь являлась традиционным местом для ссылки по религиозному признаку. Патриарх Алексий II однажды назвал Обь-Иртышский Север «российской Голгофой», поскольку многих сосланных сюда священников стали считать новомучениками XX века. К сожалению, точное число сосланных в Остяко-Вогульский национальный округ по религиозному признаку неизвестно, поскольку их часто ссылали с другими репрессированными группами граждан.
Многие сосланные в Ханты-Мансийский национальный округ имели при себе иконы, которые тщательно прятали и никому не показывали, поскольку боялись их лишиться и понести за это суровое наказание. Случалось, что их прятали за портретами советских лидеров, в том числе И.В. Сталина. В самом селе Самарове до революции стояла церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая была закрыта и разрушена в 1929-1930 годах. Тем не менее, остатки православной общины продолжали собираться в домах втайне от окружающих. Один из поздних фактов высылки относиться к 1954 году, когда после тюрьмы в посёлок Шапша был отправлен игумен Парфений Невмержицкий.
В июле 1944 года с территории Рязанской, Воронежской и Орловской областей были высланы около 700 человек (211 семей) – членов секты «Истинно православных христиан».
Спецкомендатура, которая следила за расселением и контролировала жизнь репрессированных граждан, располагалась в 6 районах округа: Микояновском, Кондинском, Берёзовском, Ларьякском, Самаровском и Сургутском. В фондах этих комендатур хранились основные источники, касающиеся спецпереселенцев и граждан, сосланных по политическим и иным мотивам. Репрессированных по политическим мотивам и высланных на территорию Ханты-Мансийского автономного округа насчитывается относительно немного, к примеру, это такие спецпереселенцы как В.В. Гулидов, Б.А. Степанов, А.А. Панов и другие.
Всего в Остяко-Вогульске в период с 1937 по 1943 годы было приговорено и расстреляно 598 человек.
Для политической ссылки характерно применение не только высшей формы наказания, но в случае ссылки и депортации – продление сроков на неопределённый период времени, перемещение из одних мест переселения в другие. Очень часто эти переселения заканчивались трагически.